Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению. Профессиональная ориентация в школе осуществляется в процессе обучения, во внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями, организациями.
Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как составная часть всей учебно-воспитательной работы. Она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе. Профессиональная ориентация учащихся осуществляется в процессе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, участия в общественно полезном труде, кружках технического творчества.
С обучающимися 10–11-х классов профориентационная деятельность проводится на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Серьезное внимание уделяется формированию профессионально важных качеств личности в избираемом виде труда, самоподготовке к ней, коррекции профессиональных планов.
Исходя из общей цели профориентации, одним из основных показателей эффективности профориентационной работы с учащимися является уровень сформированности учащимися профессионального самоопределения, реализация выпускниками школы своих профессиональных намерений, выбор выпускниками профессий, нужных в регионе, производственная и общественная активность выпускников школы.